Сотни раз, беседуя с самыми разными людьми, я убеждался: чем человек значительнее, тем больше он будет побуждать говорить собеседника; чем человек незначительнее, тем больше он будет говорить сам.

Обратите внимание еще и на то, что лидер всегда больше ищет совета у людей, чем дает советы сам. Прежде чем принять решение, он спросит: «Что вы об этом думаете? Что бы вы порекомендовали? Как вам кажется? Что сделали бы вы в данных обстоятельствах?»

Лидер — это как бы живая машина для принятия решений. Чтобы произвести что-нибудь, необходимо сырье. Сырье для принятия творческих решений — идеи и предложения других. И это — не главная причина, почему следует спрашивать и слушать. Не ожидайте, что другие дадут вам готовые решения. Чужие идеи порождают новые идеи в вашем мозгу, и ваш разум становится более творческим.

Недавно я проводил двенадцатидневный семинар для менеджеров. На каждом занятии один из участников в течение 15 минут высказывался на тему: «Как я решил свою самую неотложную проблему».

На девятом занятии должен был выступать вице-президент крупной компании по производству молочных продуктов. Он не стал рассказывать о том, как решал производственную проблему. Свой доклад он озаглавил так: «Требуется помощь в решении моей неотложной проблемы». Он коротко описал, в чем она заключается, и попросил участников предложить свои варианты решения. Поступившие предложения, все до единого слова, записывала специально приглашенная стенографистка.

Уже позже, в беседе с этим человеком я высказал свое восхищение его нестандартным подходом. Он ответил: «В нашей группе собрались на редкость умные люди. Они дали мне столько прекрасных идей! Я не сомневаюсь: все то, что я услышал, даст мне подсказку, как решить мою проблему».

Обратите внимание: этот человек сформулировал свою проблему и стал слушать. При этом он получил материал для принятия решения. Определенную пользу получили и остальные участники дискуссии, не говоря о том, что интересно было всем.